Бытует мнение, что Казаки 3 является радикально новой игрой франшизы, однако это досадное заблуждение, которое только может быть у ценителя серии и фаната жанра стратегии в реальном времени. Перед вами самое что ни на есть натуральное переиздание первой части образца 2001 года. Отсюда следует, что в Cossacks 3 пользователь получит все то же самое, что было в оригинальной игре серии, с поправкой на инновационные игровые решения, совершенно новый движок, современную графику и физику геймплея.
Первые Казаки полюбились игровому сообществу за множество аспектов: за определенную военную эпоху и исторический период, за масштабные баталии, в которых принимали участие тысячи юнитов и за возможность совершать бартер в сетевом режиме или мультиплеере. Третья часть Казаков сохранила все эти каноничные элементы игрового процесса. Вне зависимости от разницы заданий, каждая партия всегда протекает по одному сценарию: развитие экономической модели поселения, включающее в себя возведение построек и добычу ресурсов, а также боевые действия, где пользователю предстоит взять под свой контроль пехоту, артиллерию, кавалерию и флотилию. Такая же концепция прослеживается и в Total War Warhammer 2.
В игре нет так называемых «имбовых» сторон конфликта, что обусловлено балансом сил каждой нации, однако особенности каждой фракции разнятся друг от друга. Например, у Турции и Алжира нет возможности шагнуть в 18-й век и получить улучшение казарм до 2-го уровня, но эти государства сильны в начале игры за счет недорогой военной силы. Европейские же страны, напротив, переходят в пресловутое столетие и получают вожделенные казармы, но их войска становятся намного дороже, что не выгодно с точки зрения экономики и сильно бьет по карману игрока.