Странное дело: в одних источниках игра Portal позиционируется как экшен, в других – как шутера. Отчасти в этом есть доля правды, ведь в игре есть портальная пушка, а значит можно стрелять, пусть и не во врагов, пусть и не патронами. Динамики творению компании Valve Corporation тоже не занимать, поэтому игра так или иначе относится к экшенам. Однако, весь упор геймплея в первой части Портал, равно как и во второй, в принципе, сделан на решение логических задачек при помощи пресловутой технологии создания порталов.
Закрученным местный сюжет назвать нельзя. События игры, согласно задумке авторов, разворачиваются во вселенной Half-Life, в той самой, где спасителем мира является Гордон Фримен, но сейчас не о нем. История вертится вокруг Aperture Science, лаборатории исследования природы порталов, в частности, внимание приковано к некой Челл, испытуемой, которая предпринимает попытки покинуть камеры с заковыристыми головоломками. Последние заслуживают отдельного внимания, поскольку разработчикам удалось найти золотую середину между сложностью испытаний и простотой их решения одним, но не очевидным способом.
Итак, суть игрового процесса Портал лежит в последовательном преодолении препятствий при помощи портальной пушки. Portal-gun – это такое специфическое приспособление, при помощи которого можно открывать входной и выходной порталы. Пространственные дыры примечательны тем, что они сохраняют законы физики, и через них можно проносить предметы. Геймплей устроен так, что в процессе прохождения механики решения проблем будут усложняться дополнительными особенностями, например, движущимися платформами, силовыми полями и так далее.