Northgard – реал-тайм стратегия с классическими пошаговыми элементами. Игра отдаленно напоминает медиапродукты Сида Мейера, в частности серию Цивилизация. Если опустить момент сюжетной кампании, где происходит развитие истории, и приступить к свободной игре, то в самом начале мы должны выбрать сложность геймплея, а также условия победы. Затем нам предлагается сделать выбор в пользу одного из 5 кланов, среди которых Фенрир, Эйктюрнир, Хейдрун, Хугин и Мунин, и Бьярки.
После выбора клана происходит старт игры. От игры к игре особенности локации меняются посредством процедурной генерации, однако сама карта – это всегда огромный материк, омываемый холодными водами. На этом континенте развернется борьба между племенами викингов, одно из которых мы и возглавим. Появление в игре вполне традиционное. Изначально в нашем распоряжении есть главное здание и несколько поселенцев, которые занимаются сбором провианта: древесины, камня, железа, золота.
Рабочих в Northgard можно переквалифицировать. Если раньше поселенец был лесорубом, то с появлением шахты его можно отправить на добычу руды. Если не хватает торговцев, то горняка можно отправить заниматься вопросом торговли. То же самое касается и войск: вы возводите тренировочные казармы, затем отправляете туда обычных поселян, а те, в свою очередь, начинают заниматься изучением боевого ремесла, напяливают на себя доспехи, берут в руки оружие и готовятся к защите деревни или к нападению на соседей. В зданиях первого уровня количество человек строго ограничено. Например, после возведения лесопилки, заниматься вырубкой леса могут лишь двое рабочих, но ее последующее улучшение позволяет увеличить бригаду.