Концептуально, Dungeon Siege 2 является приключенческой ролевой игрой с камерой сверху. Разработчики из Gas Powered Games учли все недоработки и проблемы предыдущей части серии, поэтому сиквел получился более продуманным, интересным и новаторским в нише RPG.
С графической точки зрения, представленный медиапродукт сегодня смотрится неплохо, тогда как в 2005 году, когда состоялся релиз игры, он выглядел великолепно. Да, возможно, в режиме приближенной камеры вы и ужаснетесь от вида угловатых физиономий персонажей, однако в стандартном варианте мир и протагонисты смотрятся вполне себе приемлемо. Окружение и существа, населяющие этот мир, были детализированы ровно настолько, насколько это было возможно в реалиях того времени.
Новая история в Dungeon Siege II представляет нам типичного злодея Валдиса, который получил в свое распоряжение могущественный артефакт, меч давнего злодея Зарамота. В своих коварных планах Валдису помогают черные маги. Его цель – собрать осколки щита, при помощи которого можно одолеть владельца пресловутого меча. Задача же нашего героя диаметрально противоположная: ему нужно собрать уже упомянутые осколки, дабы восстановить щит и сразиться с Валдисом.
В отличии от первой части, вторая игра серии поменялась в отношении некоторых деталей игрового процесса, в частности, в плане системы прокачки. Последняя была изменена: кроме новых активных умений появились и пассивные навыки, дающие различные бонусы. У каждого типа оружия теперь есть своя ветка навыка, а также появились так называемые дары, активные способности, получаемые в результате прокачки пассивных.